Аризона
дамба
история
на машине
Невада
платина
с друзьями
сентябрь 2016
США
Дамба Гувера, укрощение дикой реки
Дамба Гувера - величественное сооружение из бетона, находится в пустыне Мохаве, в 48 км к югу от Лас-Вегаса. Перекинутая через границу Невады и Аризоны, она подпирает стены Черного каньона и сдерживает мощь дикой реки Колорадо, которая раньше считалась неукротимой.
Так выглядел Черный Каньон до начала строительства (1930 г) |
Река Колорадо |
Каньон находился в самом сердце пустыни, где не было ничего: там не было местной рабочей силы, не было никакой инфраструктуры и никаких дорог. В пользу выбора Черного каньона для строительства дамбы было только два фактора: во-первых, в 48 км оттуда проходила железная дорога через небольшое поселение с названием Лас-Вегас (теперь это столица мира азартных игр). Эта дорога должна была служить путем доставки всего необходимого. Во-вторых, прямо выше по течению раскинулась широкая равнина, которая могла бы быть местом для крупнейшего водохранилища Америки.
Вот в такие "домиках" жили семьи строителей 1932 год |
Рабочие с семьями жили в палатках, обернутых мокрыми простынями - это был единственный способ как то защищаться от жары. Вскоре строительные компании начали возводить городки для своих рабочих с домами и столовыми... Один из таких городков получил название Боулдер-Сити. Однако за лучшую жизнь нужно было платить, и, большая часть еженедельных выплат рабочих отбиралась в качестве платы за жилье и снова возвращалась компании. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция, азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).
Строительство
План строительства |
Внутри одного из туннелей. 1932 г. |
Работу усложняли погодные условия, к июлю температура поднялась до невыносимых 49 градусов. Рабочие, никогда не бывавшие в такой жаре, страдали от обезвоживания и тепловой прострации, так что в первый год строительства много человек погибло.
Работа шла круглые сутки, 7 дней в неделю.
Температура в туннелях достигала 60 градусов Цельсия, на этот случай существовали так называемые "Ледяные
Скалолазы очищают стены каньона |
Самой опасной на стройке была работа высотников, они должны были облазить сотни метров стены каньона, чтобы убрать опасные, не плотно держащиеся камни, с помощью одбойных молотков и динамита. Тогда не было современных средств безопастности и чаще всего люди гибли именно здесь, попадая под падающие камни или другие предметы.
В 2000 году около входа на плотину установили памятник скалолазам: рабочий с фонариком и в защитной каске висит на верёвочной страховке над обрывом.
При строительстве плотины Гувера широко применялись новаторские решения. Так, например, чтобы избежать растрескивания бетона при его застывании, конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась речная вода, охлажденная мощными холодильными установками. После застывания бетонных колонн промежутки между ними были заполнены раствором.
Февраль 1934 год |
Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманном в популярном в то время стиле ар-деко (в котором, в частности, построены знаменитые небоскребы Нью-Йорка Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг). Кроме того в оформлении были использованы мотивы индейских народов навахо и пуэбло, проживающих в этом регионе. На каждой из двух башен плотины Гувера установлены часы, одни из которых показывают время Горного часового пояса США, по которому живет штат Аризона, а другие - Тихоокеанского часового пояса, к которому относится штат Невада.
Готовая платина до заполнения водой |
Интересные факты:
- Платина состоит из 6 млн. тонн бетона, достаточно чтобы проложить дорогу от Нью Йорка до Лос Анджелеса
- 21 тысяча человек участвовали в строительстве платины
- 112 человек погибли при строительстве, 14 из них от перегрева
- Впервые в истории было изменено русло реки Колорадо
- Озеро (водохранилище) Мид - крупнейшее водохранилище Америки, глубиной 152 метра и длинной 177 км. Формировалось оно полных 6 лет. Его заполнение спровоцировало несколько мини-землятресений.
Объезд дамбы Гувера
На вершине плотины Гувера проходило шоссе 93, соединяющее Аризону и мексиканскую границу. С наступлением XXI века частые автомобильные пробки привели к необходимости постройки моста через Чёрный каньон в обход дамбы.
В октябре 2010 года в 500 метрах от плотины был открыт Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана, более известный как Объезд Дамбы Гувера. Мост носит имена Майка О’Каллагана — экс-губернатора штата Невада и Пэта Тиллмана — американского футболиста из Аризоны, который оставил успешную карьеру и вступил в армию США после террористических событий 11 сентября 2001 года, чтобы отомстить террористам.
Мост представляет собой грандиозную арочную конструкцию длиной 579 м и высотой 270 м. На строительство Объезда плотины Гувера потрачено $240 млн. Ежедневно мост принимает 17 тыс. автомобилей, что позволило разгрузить соседние магистрали.
По одну сторону дамбы спокойно струится побеждённая река, по другую — простирается крупнейшее в США рукотворное озеро — Мид, ставшее популярной зоной отдыха.
0 коммент.