Аризона
дамба
история
на машине
Невада
платина
с друзьями
сентябрь 2016
США
Дамба Гувера, укрощение дикой реки
Дамба Гувера - величественное сооружение из бетона, находится в пустыне Мохаве, в 48 км к югу от Лас-Вегаса. Перекинутая через границу Невады и Аризоны, она подпирает стены Черного каньона и сдерживает мощь дикой реки Колорадо, которая раньше считалась неукротимой.
![]() |
Так выглядел Черный Каньон до начала строительства (1930 г) |
![]() |
Река Колорадо |
Каньон находился в самом сердце пустыни, где не было ничего: там не было местной рабочей силы, не было никакой инфраструктуры и никаких дорог. В пользу выбора Черного каньона для строительства дамбы было только два фактора: во-первых, в 48 км оттуда проходила железная дорога через небольшое поселение с названием Лас-Вегас (теперь это столица мира азартных игр). Эта дорога должна была служить путем доставки всего необходимого. Во-вторых, прямо выше по течению раскинулась широкая равнина, которая могла бы быть местом для крупнейшего водохранилища Америки.
![]() |
Вот в такие "домиках" жили семьи строителей 1932 год |
Рабочие с семьями жили в палатках, обернутых мокрыми простынями - это был единственный способ как то защищаться от жары. Вскоре строительные компании начали возводить городки для своих рабочих с домами и столовыми... Один из таких городков получил название Боулдер-Сити. Однако за лучшую жизнь нужно было платить, и, большая часть еженедельных выплат рабочих отбиралась в качестве платы за жилье и снова возвращалась компании. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция, азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).
Строительство
![]() |
План строительства |
![]() |
Внутри одного из туннелей. 1932 г. |
Работу усложняли погодные условия, к июлю температура поднялась до невыносимых 49 градусов. Рабочие, никогда не бывавшие в такой жаре, страдали от обезвоживания и тепловой прострации, так что в первый год строительства много человек погибло.
Работа шла круглые сутки, 7 дней в неделю.
Температура в туннелях достигала 60 градусов Цельсия, на этот случай существовали так называемые "Ледяные
![]() |
Скалолазы очищают стены каньона |
Самой опасной на стройке была работа высотников, они должны были облазить сотни метров стены каньона, чтобы убрать опасные, не плотно держащиеся камни, с помощью одбойных молотков и динамита. Тогда не было современных средств безопастности и чаще всего люди гибли именно здесь, попадая под падающие камни или другие предметы.
В 2000 году около входа на плотину установили памятник скалолазам: рабочий с фонариком и в защитной каске висит на верёвочной страховке над обрывом.
При строительстве плотины Гувера широко применялись новаторские решения. Так, например, чтобы избежать растрескивания бетона при его застывании, конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась речная вода, охлажденная мощными холодильными установками. После застывания бетонных колонн промежутки между ними были заполнены раствором.
![]() |
Февраль 1934 год |
Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманном в популярном в то время стиле ар-деко (в котором, в частности, построены знаменитые небоскребы Нью-Йорка Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг). Кроме того в оформлении были использованы мотивы индейских народов навахо и пуэбло, проживающих в этом регионе. На каждой из двух башен плотины Гувера установлены часы, одни из которых показывают время Горного часового пояса США, по которому живет штат Аризона, а другие - Тихоокеанского часового пояса, к которому относится штат Невада.
![]() |
Готовая платина до заполнения водой |
Интересные факты:
- Платина состоит из 6 млн. тонн бетона, достаточно чтобы проложить дорогу от Нью Йорка до Лос Анджелеса
- 21 тысяча человек участвовали в строительстве платины
- 112 человек погибли при строительстве, 14 из них от перегрева
- Впервые в истории было изменено русло реки Колорадо
- Озеро (водохранилище) Мид - крупнейшее водохранилище Америки, глубиной 152 метра и длинной 177 км. Формировалось оно полных 6 лет. Его заполнение спровоцировало несколько мини-землятресений.
Объезд дамбы Гувера
На вершине плотины Гувера проходило шоссе 93, соединяющее Аризону и мексиканскую границу. С наступлением XXI века частые автомобильные пробки привели к необходимости постройки моста через Чёрный каньон в обход дамбы.
В октябре 2010 года в 500 метрах от плотины был открыт Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана, более известный как Объезд Дамбы Гувера. Мост носит имена Майка О’Каллагана — экс-губернатора штата Невада и Пэта Тиллмана — американского футболиста из Аризоны, который оставил успешную карьеру и вступил в армию США после террористических событий 11 сентября 2001 года, чтобы отомстить террористам.
Мост представляет собой грандиозную арочную конструкцию длиной 579 м и высотой 270 м. На строительство Объезда плотины Гувера потрачено $240 млн. Ежедневно мост принимает 17 тыс. автомобилей, что позволило разгрузить соседние магистрали.
По одну сторону дамбы спокойно струится побеждённая река, по другую — простирается крупнейшее в США рукотворное озеро — Мид, ставшее популярной зоной отдыха.
0 коммент.