Swift

Дамба Гувера, укрощение дикой реки



Дамба Гувера - величественное сооружение из бетона, находится в пустыне Мохаве, в 48 км к югу от Лас-Вегаса. Перекинутая через границу Невады и Аризоны, она подпирает стены Черного каньона и сдерживает мощь дикой реки  Колорадо, которая раньше считалась неукротимой.
Так выглядел Черный Каньон до начала строительства (1930 г)
Черный каньон - пробитое рекой ущелье, глубиной в 244 метра - безжизненное негостеприимное место, глубокая раскаленная расщелина в пустыне за много километров до ближайших следов цивилизации. В этих условиях нет места не только комфорту но и выживанию. Летом температура на дне каньона часто поднимается выше 49 градусов, зимой она падает ниже нуля.

Река Колорадо
Река Колорадо, пересекающая юго-запад Америки, одна из самых мощных и непредсказуемых рек в мире. Каждую весну она выходит из берегов вызывая сильнейшие наводнения. В результате - затопление, уничтожающие дома и посадки тысяч людей. Правительство потребовало от инженеров из Бюро Мелиорации найти решение этой проблеме. И бюро, недолго думая, решило построить самую большую платину в мире. Платина должна была не только контролировать уровень реки, но и производить электричество для тысяч домов.

Каньон находился в самом сердце пустыни, где не было ничего: там не было местной рабочей силы, не было никакой инфраструктуры и никаких дорог. В пользу выбора Черного каньона для строительства дамбы было только два фактора: во-первых, в 48 км оттуда проходила железная дорога через небольшое поселение с названием Лас-Вегас (теперь это столица мира азартных игр). Эта дорога должна была служить путем доставки всего необходимого. Во-вторых, прямо выше по течению раскинулась широкая равнина, которая могла бы быть местом для крупнейшего водохранилища Америки.  

Вот в такие "домиках" жили семьи строителей
1932 год
Плотину Гувера строили 5 лет с 1931 по 1935 год, это было непростое для американцев время — пик Великой депрессии, когда около четверти жителей всей Америки отчаянно нуждалась в работе.  Тысячи людей со всей страны с семьями приехали в пустыню в надежде заработать.  Конкурс на место был более 2 000 человек. Но и тех, кто получил работу счастливчиками не назовешь: зарплата была маленькая, семьи ютились в палатках прямо в жаркой пустыне и условия труда были крайне тяжелые. Многие строители умерли или стали инвалидами вследствие жары и отравления угарным газом.

Рабочие с семьями жили в палатках, обернутых мокрыми простынями - это был единственный способ как то защищаться от жары. Вскоре строительные компании начали возводить городки для своих рабочих с домами и столовыми... Один из таких городков получил название Боулдер-Сити. Однако за лучшую жизнь нужно было платить, и, большая часть еженедельных выплат рабочих отбиралась в качестве платы за жилье и снова возвращалась компании. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция, азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).

Строительство

План строительства 
В апреле 1931 началось строительство. На первом этапе надо было осушить часть речного дна, на котором будет строится дамба. Для этого нужно было отвести воды Колорадо от места будущей постройки.  Рабочие должны были пробить 4 отводных туннеля, по 2 с каждой стороны каньона длинной более 1200 метров. Также нужны были две временные дамбы-перемычки, чтобы вода не шла по своему естественному руслу. Неопытные рабочие пробивали туннель сквозь монолитную скалу - стены каньона.
Внутри одного из туннелей. 1932 г.

Работу усложняли погодные условия, к июлю температура поднялась до невыносимых 49 градусов. Рабочие, никогда не бывавшие в такой жаре, страдали от обезвоживания и тепловой прострации, так что в первый год строительства много человек погибло.

Работа шла круглые сутки, 7 дней в неделю.

Температура в туннелях достигала 60 градусов Цельсия, на этот случай существовали так называемые "Ледяные
Скалолазы очищают стены каньона
бригады", которые  стояли наготове с корзинами льда, чтобы рабочие могли охладиться. Но, несмотря на их усилия люди гибли от перегрева. В туннелях так же отсутствовала вентиляция и была жуткая нехватка питьевой воды. Рабочие травились угарными газами, на что строительная компания говорила, что это последствия пневмонии, за которую она ответственности не несет.

Самой опасной на стройке была работа высотников, они должны были облазить сотни метров стены каньона, чтобы убрать опасные, не плотно держащиеся камни, с помощью одбойных молотков и динамита. Тогда не было современных средств безопастности и чаще всего люди гибли именно здесь, попадая под падающие камни или другие предметы.

В 2000 году около входа на плотину установили памятник скалолазам: рабочий с фонариком и в защитной каске висит на верёвочной страховке над обрывом.


При строительстве плотины Гувера широко применялись новаторские решения. Так, например, чтобы избежать растрескивания бетона при его застывании, конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась речная вода, охлажденная мощными холодильными установками. После застывания бетонных колонн промежутки между ними были заполнены раствором.

Февраль 1934 год
Возведение плотины Гувера закончилось в 1936 году, на два года раньше, чем планировалось. Она была названа в честь экс-президента США — Герберта Гувера.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманном в популярном в то время стиле ар-деко (в котором, в частности, построены знаменитые небоскребы Нью-Йорка Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг). Кроме того в оформлении были использованы мотивы индейских народов навахо и пуэбло, проживающих в этом регионе. На каждой из двух башен плотины Гувера установлены часы, одни из которых показывают время Горного часового пояса США, по которому живет штат Аризона, а другие - Тихоокеанского часового пояса, к которому относится штат Невада.

Готовая платина до заполнения водой

Интересные факты:

- Платина состоит из 6 млн. тонн бетона, достаточно чтобы проложить дорогу от Нью Йорка до Лос Анджелеса
- 21 тысяча человек участвовали в строительстве платины
- 112 человек погибли при строительстве, 14 из них от перегрева
- Впервые в истории было изменено русло реки Колорадо
- Озеро (водохранилище) Мид - крупнейшее водохранилище Америки, глубиной 152 метра и длинной 177 км. Формировалось оно полных 6 лет. Его заполнение спровоцировало несколько мини-землятресений. 


Объезд дамбы Гувера

На вершине плотины Гувера проходило шоссе 93, соединяющее Аризону и мексиканскую границу. С наступлением XXI века частые автомобильные пробки привели к необходимости постройки моста через Чёрный каньон в обход дамбы.



В октябре 2010 года в 500 метрах от плотины был открыт Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана, более известный как Объезд Дамбы Гувера. Мост носит имена Майка О’Каллагана — экс-губернатора штата Невада и Пэта Тиллмана — американского футболиста из Аризоны, который оставил успешную карьеру и вступил в армию США после террористических событий 11 сентября 2001 года, чтобы отомстить террористам.

Мост представляет собой грандиозную арочную конструкцию длиной 579 м и высотой 270 м. На строительство Объезда плотины Гувера потрачено $240 млн. Ежедневно мост принимает 17 тыс. автомобилей, что позволило разгрузить соседние магистрали.

По одну сторону дамбы спокойно струится побеждённая река, по другую — простирается крупнейшее в США рукотворное озеро — Мид, ставшее популярной зоной отдыха.


Все фотографии


Интересное

0 коммент.

Instagram