Swift

Вулкан Кара-Даг и Золотые Ворота


Потухший вулкан Кара-Даг и скала Золотые Ворота — главные символы Крыма, которые уже десятки лет являются местом поломничества туристов. Вот и мы не удержились и поптыли к ним. Свой путь мы начали из Феодосии и любовались красивостями по пути.

Галерея с фотографиями


Мыс Святого Ильи Пророка


Названия мыса и церкви имеют необычную историю: согласно легенде, церковь на мысу была построена на средства купца Ильи Тамара. Во время путешествия из Судака в Феодосию в канун дня Ильи-Пророка судно купца было застигнуто штормом. Гибель казалась неминуемой. Но вдруг прогремел гром и заблистали молнии, в свете которых Тамар увидел на скале колесницу Ильи Пророка. Он пообещал себе в случае спасения выстроить на этом месте церковь. Шторм утих и судно благополучно достигло порта. Вскоре Илья пожалел об обещании и решил сначала разбогатеть, а потом построить церковь. Через несколько лет он стал одним из богатейших купцов Кафы. О своем обете он забыл, но избегал выходить в море в канун дня Ильи. И вот однажды его корабль задержался в пути и в день Ильи-Пророка находился в море. Вновь, как в юности, началась буря, и понял купец, что святой карает его за невыполненное обещание. Взмолился Илья о спасении, и вскоре судно пристало к берегу. Ровно через год на горе, где когда-то купцу явился Илья-Пророк, появилась церковь Святого Ильи. С тех пор это место и называется мысом Святого Ильи.

Ильинский маяк


Западная часть Феодосийского залива создавала немалую угрозу судоходству: скалистый и обманчивый мыс Ильи прикрывает вход в гавань. В период осенне-зимних штормов здесь нередко гибли корабли, и необходимость обозначить опасное место ощущалась городом давно.
В конце 90-х годов XIX века жена действительного статского советника Евдокия Николаевна Рукавишникова привезла из Москвы в Феодосию смертельно больного туберкулезом сына. Благотворный климат и ежедневные прогулки до мыса Ильи победили болезнь. Евдокия, желая отблагодарить город, дала обет на свои скромные средства построить маяк на этом берегу, диком и опасном для судов из-за скалистых отмелей. 17 февраля 1899 года на мысе был впервые зажжен огонь на построенном здесь маяке - оптический аппарат шведской системы Линдберга - и мыс Святого Ильи приобрел навигационное значение.
Во время Великой Отечественной войны маяк был разрушен. Современная белокаменная 15 метровая башня поднялась на мысе в 1955 году.

Мыс Киик-Атлама и Бухта Лаваш

Мыс Киик-Атлама
Мыс Киик-Атлама - голый обрывистый мыс, далеко выдающийся в море. Северная его часть массивная, с высокой пирамидальной вершиной, южная - более низкая и узкая. бухты у мыса труднодоступны с суши, поэтому излюблены местными дайверами и любителями яхтинга для отдыха без лишних глаз. Бухта Лаваш  - чистая гравийная бухта у окончания мыса Киик-Атлама с его северной стороны. У восточной границы бухты лежит островок – Иван-баба.

Бухта словно создана для дайвинга. Здесь останутся довольными как опытные дайверы, так и новички. Дно бухты плавно уходит в глубину, вода прозрачна. Здесь можно поплавать с маской или подняться к маяку, где осмотреть позиции немецких орудий, только аккуратно, иногда попадаются снаряды. Сверху открывается великолепный вид на Двуякорную бухту и мыс.

Островок Иван-баба

Иван-Баба или остров Святого Иоанна

Высота острова около 30 метров. Раньше на нём была часовенка построенная на могиле погибших рыбаков. Тут же на морском дне лежат остатки пассажирского парохода «Константин», погибшего из-за тумана в девяностых годах XIX века. 
16 февраля 1890 года недалеко от мыса Святого Ильи разбился о рифы и затонул пароход «Великий князь Константин», а вскоре та же участь постигла и пароход «Владимир». Местные газеты с горечью писали: «Феодосия, сделавшись коммерческим портом, лишена даже портового огня… в бухту пароходы входят по огням феодосийского яхт-клуба».
От часовни осталась лишь кладка, угадывающаяся среди обилия бакланов — тут их пернатое царство.

В далёкие времена подземный удар огромной силы отколол южную часть мыса. И застыла пятидесятиметровая глыба, наклонившись навстречу морским волнам, бьющим её нещадно уже сотни тысяч лет. Щель между островом и мысом — всего-то десяток метров — в штиль наполнена прохладой и сумраком. И двадцать метров — в глубину. 

Двуякорная бухта

Двуякорная бухта находится южнее г. Феодосия, между мысом Ильи и полуостровом Киик-Атлама
К востоку от мыса расположена Двуякорная бухта. Из за особенностей морского течения, корабли, заходившие в эту бухту на стоянку и бросавшие лишь один якорь, начинало крутить вокруг этого якоря. Приходилось для устойчивости бросать два якоря - с носа и с кормы. Отсюда название бухты.

В 1784 году в бухте размещалась Двуякорная артиллерийская батарея. На берегу бухты находилась дача известного российского инженера-кораблестроителя Г. И. Бубнова. Вокруг неё возник и небольшой дачный поселок российской интеллигенции Бубновка. На дне бухты лежит несколько кораблей. Среди них немецкая быстроходная баржа F-334A, затонувшая в сентябре 1942 года.


В советские времена одна из подводных лодок потеряла в Двуякорной бухте свой якорь. После этого моряки-подводники в шутку называют эту бухту Трехякорной. Местные рыбаки же называют Двуякорную бухту «наш Бискайский залив» - за сходство очертаний и такой же крутой нрав. Бывали случаи, когда внезапно поднявшийся шторм уносил в открытое море мирно плавающих на матрасах курортников. Приходилось пользоваться услугами спасателей.

Созданная в Двуякорной бухте пристрелочная станция стала базой для испытания первых построенных в Советском союзе электроторпед и торпед с турбинными двигателями, а сама станция вскоре была реорганизована в самостоятельный завод под названием «Гидроприбор».

В тридцатые годы это предприятие, функционирующее в обстановке строжайшей секретности, было одним из авторитетных и перспективных в строящемся военно-промышленном комплексе страны. Поэтому после смерти в феврале 1937 года наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе поселку было присвоено имя этого партийного и государственного деятеля. И это несмотря на то, что его деятельность с историей поселка никак не связана и в нем он ни разу не бывал.


Несколько позже, на полпути от Феодосии до Орджоникидзе, под западными склонами Тепе-Оба, был построен еще один завод того же направления, получивший название «Гидроаппарат». Оба предприятия напрямую подчинялись Москве и курировались Министерством обороны и морским военным ведомством. На их базе проводилось не только испытание созданных торпед, но и проектирование новых военных аппаратов. Большинство жителей Орджоникидзе работали на этих двух заводах.

После развала СССР завод «Гидроприбор» прекратил работу, долго стоял в запустении. В настоящее время на его территории предполагается построить яхтклуб, а бывшие работники завода переквалифицировались в работников курортной и туристической сферы.


Горный массив Карадаг


Преградой волнам и ветрам
Стена размытого вулкана, 
Как воздымающийся храм, 
Встает из сизого тумана.
М. Волошин.


Сам вулкан показался нам после того, как наш корабль миновал Коктебель. Громадный исполин — действовавший некогда вулкан Кара-Даг.

Карадаг ( «Чёрная гора» ) также овеяна многими легендами. По мнению греков здесь находился вход в подземное "царство мрачное Аида"! Суровая мощь вулкана издавна вызывали у людей  ассоциации с потусторонними силами.

Общая площадь Карадага составляет более 2,8 тыяч гектар. Эта мощная группа гор представляет собой небольшой обломок гигантского вулканического массива, образовавшегося 150 – 160 млн. лет назад в прибрежных водах.


Современный ландшафт Карадага – это результат трех могучих сил: вулканической деятельности среднеюрского времени, последующих горообразовательных процессов в эпоху плиоцена и процессов выветривания горных пород, действующих в наши дни.

Карадагский массив является одним из самых примечательных и живописных мест Крыма. По красоте и оригинальности форм рельефа этот горный массив не уступает самым замечательным местам земного шара.


Золотые ворота Карадага


Самая узнаваемая достопримечательность Карадага - это знаменитая скала древнего вулкана и его символ - арка, стоящая посреди бухты и названная по аналогии с воротами древнерусских городов «Золотые ворота» Карадага. Старое название этой скалы Шайтан-капу — Чертовы ворота, но о нем уже никто не вспоминает.

В очертаниях скал Карадага можно увидеть разные фигуры: Лев, Воин, Сфинкс, Слон, Лягушка, Сокол. Скала «Иван-разбойник» возвышается над морем на 60 метров. Внешний вид силуэта этой скалы сверху напоминает человека, бредущего по пояс в воде, в высокой крестьянской шапке с котомкой за спиной. Укромная бухта, приютившаяся за скалой, получила название Разбойничьей.


Со стороны моря Разбойничья бухта прикрыта скалами, и потому небольшое судно, укрывшееся в ней, совершенно незаметно с моря. Не исключено, что здесь могли прятаться пиратские лодки.

Интересное

0 коммент.

Instagram