Swift

По Москве реке в монастырь

Ранним утром в воскресенье мы уже были на причале Кленовый бульвар, где останавливаются теплоходы работающие на длинных прогулочных маршрутах.

Нас ожидала прогулка на теплоходе со шлюзованием, экскурсия по монастырю с гидом и даже завтрак на борту теплохода. По пути мы проходили очень живописные места:
Южный речной порт
Южный речной вокзал  - был построен в 1985 году взамен временного дебаркадера, находившегося на противоположном берегу с 1972 года. Двухэтажное здание вокзала выполнено из железобетонных конструкций и стекла, вытянуто вдоль берега, украшено башней со шпилем. Наряду с Северным речным вокзалом – речные ворота столицы, правда в настоящее время здание вокзала не используется пассажирами теплоходов, а на причалах вокзала останавливаются теплоходы работающие на круизных маршрутах по рекам Москва и Ока.

Далее мы проплывали островок, на котором есть бетонные ступени, но при этом он совершенно зарос и выглядит заброшенным.
Остров
Остров образовался после спрямления русла реки Москвы (Нагатинское спрямление открыто в 1968 году).
В 1968 году было открыто Нагатинское спрямление в районе Нагатино.
Старое русло Москвы-реки, образовавшееся в результате появления Нагатинского спрямления (Кожуховский Затон) Москва-река. Москворецкая набережная.
В итоге, Москва-река в пределах города фактически состоит из каскада русловых водохранилищ, образованных тремя гидроузлами: Перервинским, Карамышевским и им. Трудкоммуны. Сток Москвы выше города зарегулирован Истринским (1935), Можайским (1960—1962), Верхне-Рузским (1980-е), Рузским (1965—1966) и Озернинским (1967) водохранилищами, а также гидроузлами около Петрово-Дальнего и Рублёво.
Часть Бобрового острова
Среди местного населения остров именуется Бобровым. Куча бобровых троп: узкие прямые хорошо вытоптанные тропинки без следов от ног, которые уходят прямо в воду. Множество сгрызенных деревьев: как старых, так и совсем свежих. Есть бобровые хатки. На острове есть земляника, грибы, заросли облепихи. Встречаются яблони, есть следы пашни на месте бывших огородов. А вот мостов на него нет. Он необитаем!

Проплыв этот необычный остров мы попали в  Перервинский плёс - участку реки Москва, на котором уровень воды был поднят сначала Перервинской плотиной, построенной в 1870-е годы, а затем Перервинским гидроузлом, созданным в 1935 году. Основное поднятие уровня воды произошло после постройки Первинского гидроузла.

Перервенская платина и Собор Иверской иконы Божей Матери
Первая Перервинская плотина со шлюзом была построена в 1870-х гг. в системе шлюзования реки Москвы с выходом на реку Оку. В 1935 г. старая плотина была разобрана и был введён в эксплуатацию Перервинский гидроузел, существенно увеличивший подпор воды, что позволило открыть сквозной путь для судов по городскому участку реки Москвы.
Вследствие больших сезонных перепадов уровня реки судоходство было затруднено, а наводнения опасны, поэтому гидротехнические сооружения на Москве-реке появились еще в древности. В 1783—1786 годах вдоль излучины реки около Кремля был проложен Водоотводный канал с целью защиты от наводнений и пропуска воды во время ремонта мостов. В 1836—1837 годах для повышения уровня воды в реке были построены Бабьегородская плотина и Краснохолмский шлюз. Водоотводный канал в результате стал судоходным. В 1873 году образовалось «Товарищество Москворецкого туерного пароходства», поставившее своей целью развить водный транспорт на реке. Товарищество к 1878 году построило шесть плотин со шлюзами. Эти плотины (Перервинская, Бесединская (ныне им. Трудкоммуны), Андреевская, Софьинская, Фаустовская и Северская) обеспечили проход судов с осадкой до 90 см от устья реки до города Москвы. Ранее построенные плотины в 1930-х годах были перестроены, добавлена Карамышевская плотина, и разобраны за ненадобностью Бабьегородская плотина и Краснохолмские плотина и шлюз (последний сохранился в названиях Шлюзовой набережной и Шлюзового моста). Указанные плотины и образуют Москворецкую шлюзованную систему
Так не спеша мы добрались до шлюза № 10 канала им. Москвы.

Перепад уровней 6 м. Относится к водной системе канала им. Москвы (шлюз № 1 находится в Дубне, шлюз № 6 — в Икше, далее шлюзы в Москве и так далее до р. Оки в районе г. Коломны).

Здесь можно посмотреть как выглядит шлюз, правда другой, изнутри.
Открытие ворот шлюза
По пути проплывали красивые пейзажи Коломенского.

А живописный холм - это Дьяково городище - археологические раскопки неолитического поселения I тысячелетия до н.э. - IV века н.э.

Древнейшее известное поселение людей на территории Москвы. Дьяково городище, давшее название всей культуры этого периода — "Дьяковская культура" (археологическая культура раннего железного века). Расположено городище на высоком одиночном холме в устье Дьяковского оврага. Оттуда открывается хороший панорамный вид. В народе назывался Чертов городок.В XVII веке на его вершине стояла царская беседка.
Дьяково городище
Порция баек: "Говорят, что село было основано еще римскими легионерами, которыми руководил полководец по имени К. Коломень. Михайло Ломоносов также считал, что римляне в прошлом вполне могли обосноваться в Подмосковье. В 1908 и 1916 годах профессор А.Некрасов, проводивший раскопки в Коломенском, находил надгробные плиты с надписями на старославянском и латинском языках. Одна из таких надписей гласила: “Prаеfесtus сvintus Соlоmnius”. Летом 1903 года крестьянин села Коломенское обнаружил остатки доспехов и оружия римского легионера, а в 1916 году А.Некрасов нашел лаборум - римский военный знак, служивший знаменем." Но в римский след верят не все, так что не советую принимать все байки всерьез.

Второй шлюз - Трудкоммуна - нас ждал уже непосредственно перед местом высадки.
Полезная длина камеры 290 м, ширина 16 м.

Ну и наконец мы доплыли до Николо-Угрешского монастыря!
Николо-Угрешский монастырь
Но о нем я расскажу в следующий раз.



Интересное

0 коммент.

Instagram