Swift

Морозная Кострома

Московская застава
Колыбель дома Романовых, малая родина Александра Островского, место прописки сказочной Снегурочки. Кострома – город выдающихся людей и славных традиций, здесь сформировались школа ювелирного дела и иконной живописи, льняной промысел и производство сыров.

Кострома была основана Юрием Долгоруким на левом берегу Волги в 1152 году. Уже в 17 веке в городе процветают мыловарение, текстильное и кожевенное производство. Наряду с Москвой и Ярославлем Кострома вошла в тройку лидеров по своему экономическому развитию. Ювелирная столица России, Кострома еще в 17 веке славилась изделиями из драгоценных металлов. Золотые и серебряные украшения местных мастеров носила вся страна. На сегодняшний день здесь производиться 2/3 всех драгоценных изделий России и обрабатывается почти половина ценных металлов.

В Кострому мы приехали сразу после посещения Сумароковской Лосиной Фермы у нас оставался впереди еще весь вечер. Наша гостиница оказалась довольно неплохой, да еще и исторической достопримечательностью.

Обелиск Московской заставы (где и находится наша гостиница) рас положен на набережной Волги, встречал гостей прибывших в город по реке. Такой парадный вид въезд в город приобрел в 1823 году, когда костромичи ожидали приезда в город императора Александра I.

Проектировал обелиски архитектор П.И.Фурсов, тогда еще молодой выпускник петербургской Академии художеств. Это была его первая работа. Впоследствии Фурсов построил много зданий в Костроме. Он постарался оформить въезд в город торжественно и парадно. Два четырехугольных обелиска были увенчаны позолоченными двуглавыми орлами. Обелиски соединяются арочными пролетами с небольшими зданиями кордегардий. Сегодня кордегардии перестроены, но обелиски сохранились.
В гостинице
В 1912 году Московскую заставу переделали по проекту архитектора Н. Горлицына, пристроив к обелискам торговые помещения. Раньше  здесь было начало дороги на Москву и Ярославль. Ансамбль Московской заставы украшал парадный въезд в город от Волги со стороны древнего московского тракта, сюда приходили торговые суда. Московская застава в те времена выполняла роль таможни. К середине 17 века Кострома по своему экономическому значению становится третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси. Костромские купцы торгуют с Востоком и Западом. В это время в Костроме возникает большой торговый центр - Мясные, Мучные, Соляные, Калашные, Иконные, Железные, Шубные торговые ряды. Широкая торговая улица Молочная гора спускается к Волге. По ее обеим сторонам расположены корпуса Квасных и Хлебных рядов. Затем идут Малые Мучные ряды. И замыкает все обелиски Московской заставы. Когда Волга перестала быть главной торговой артерией страны  Московская застава потеряла статус «главных ворот города». Сегодня – это просто украшение города.

Заселившись мы отправились гулять по городу...
Пожарная каланча
Центральная площадь - здесь сохранился дух народного быта и обаяние старинной глубинки. Архитектурный  центр города остался практически в первозданном виде с царских времен.

Мы решили начать свою экскурсию с беседки  Островского. Путь к ней лежал по красивой безлюдной набережной, в сомом конце которой установлен герб-памятник "Ладья".
Ладья
С давних времен Кострома славилась торговым туристическим центром. В 1767 году императрица Екатерина II, совершая круиз по Волге, была поражена красотой города и в знак благодарности за радушный прием, пожаловала герб, с изображением Ладьи. На гербе изображена плывущая по волнам Волги ладья «Тверь», на которой императрица прибыла в Кострому. Это своего рода символ города, который отражен даже на лавочках, установленных в городе.

Наконец то мы дошли до беседки Островского - одной из главных достопримечательностей и символа города. Она была построена в 1956 году на насыпи, которая сохранилась от валов древнего костромского кремля.

Как оказалось сам драматург в ней ни разу не был, но, приезжая в Кострому, любовался прекрасным видом на Волгу примерно с этого места. Поэтому беседка названа его именем. Жизнь и творчество великого русского драматурга неразрывно связаны с костромским краем. Кострома - город, послуживший прототипом многих волжских городов в его пьесах.

Беседка Островского
В Костроме снимали много фильмов, из них например: «Снегурочка» в 1968 году, «Бесприданница» в 1936 (этот фильм получил Золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1937), «Жестокий романс» - по мотивам пьесы «Бесприданница» снимался в Костроме  в 1984 году. В этом фильме можно несколько раз увидеть на заднем плане беседку Островского, снятую режиссером, конечно же, не случайно. Также в кадре появляется дебаркадер - исторический причал города.

Несколько лет назад он был отреставрирован и вновь вернулся на свое место, получив название «Старая пристань», но сменив предназначение. Теперь там находится ресторан, оформленный в стиле 19 века.

Ресторан "Старая пристань"
От беседки мы поднялись на холм, где когда то размещался Костромской Кремль. Теперь от него не осталось и следа. Правда власти обещают его восстановить.
Рисунок Костромского Кремля
Пройдя мимо памятника Ленину, который был установлен на пьедестале, предназначенном для памятника 300-летию дома Романовых, мы вышли к  церкви Спаса в Рядах.

Церковь Спаса в Рядах
Первое упоминание церкви Спаса относится к 1628 году. Это была деревянная церковь, которая вскоре сгорела. В 1766 году на средства местного купца Стефана Семеновича Белова была выстроена новая каменная церковь. В 1794 году архитектор С.А. Воротилов спроектировал и построил колокольню с четырьмя ярусами, один из которых был частью здания рядов. В нем была сделана широкая проездная арка.

Как и многие церкви, храм Спаса бал закрыт в начале 20 века. Его сначала переоборудовали под антирелигиозный музей города Костромы, и здесь находился центр антирелигиозной пропаганды. В 1931 году Наркомпрос приказал уничтожить колокольню и церковные купола. Колокольня была разобрана до первого яруса, а вместо музея в церкви устроили склад. Позже, в 1974 году церковь Спаса в рядах включили в план реставрационных работ, которые были успешно завершены в начале восьмидесятых годов. А в конце восьмидесятых годов она была отдана под выставочные залы Костромскому историко-архитектурному музею-заповеднику. В 1992 году Костромская епархия содействовала установлению колоколов на колокольню храма. По проекту архитекторов Л.С.Васильева и В.С.Шапошникова колокольня была восстановлена и колокола водружены на место. С этого времени, ежедневно, в полдень над центральной частью Костромы звучит колокольный звон. До 2007 года церковь Спаса в рядах принадлежала музею. Сейчас она передана верующим и в ней теперь ведутся службы.


Прогулявшись по торговым рядам мы вышли к памятнику Ивана Сусанина, встречающий гостей, прибывающих в Кострому по Волге. Это имя знакомо каждому, как и подвиг, совершенный этим человеком.

В начале 17 века, когда Минин и Пожарский изгнали польских интервентов из Москвы и ее окрестностей, был созван Земский собор, на котором было принято решение, что царем будет племянник первой жены Ивана Грозного - Михаил Романов. Будущий царь в это время находился в селе Домнино Костромского уезда. Поляки, которым была выгодна анархия в стране, отправились на поиски еще не избранного царя, чтобы убить его. Весной 1613 года польский отряд вышел к селу Деревеньки, неподалеку от Домнино. Незнающие дорог поляки, выбрали себе проводником Ивана Сусанина, который предупредил Михаила об опасности и завел врагов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками.
Раньше на площади, напротив пожарной части, там сейчас пустое место, стоял другой памятник Ивану Сусанину, возведенный по заказу царской семьи в 1851 году скульптором Демут-Малиновским, но он был разобран в 1918 году по декрету «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Сейчас планируется его восстановление.

Центральная площадь носит тоже имя - Сусанинская, а в народе ее прозвали «сковородкой». Сама площадь - это «сковорода», а ведущая к ней центральная улица - ручка. Правда, если взглянуть пристальнее, получается сковорода со множеством ручек.


Город застроен по принципу лучевой или веерной планировки, улицы веером расходятся от площади. Строгое следование этому градостроительному плану - одна из особенностей, отличающих Кострому от других русских городов. Но подобная четкость возникла лишь в XVIII веке. До тех пор Кострома, как это обычно бывает в России, была скопищем беспорядочно разбросанных и скученных строений, в основном деревянных. Поэтому город на протяжении своей истории неоднократно сгорал практически полностью. После очередного катастрофического пожара 1773 г., когда сгорели почти все дома и церкви, стало ясно, что пора, наконец, что-то предпринять.

Легенда приписывает идею веерной застройки императрице Екатерине - посетив Кострому, она узнала о градостроительных проблемах жителей и решила их просто и изящно. Она уронила раскрытый веер на карту с изображением Волги и сказала: "Так и стройте". Правда, Екатерина посетила Кострому за шесть лет до пожара и, следовательно, до того, как было принято решение о перестройке города. На самом деле окончательный веерный план Костромы был утвержден вполне обычным порядком обычной комиссией в 1779 г. Чтобы претворить в жизнь свою задумку, им пришлось «избавиться» от реки Сулы, что протекала рядом с домом Борщова. Таким образом река оказалась «замурована» в канализационные трубы и «спрятана» под землю. Пожары после перестройки города, конечно, не прекратились, но стали гораздо менее разрушительными.

Кострому часто считают ювелирной столицей России из-за ювелирных украшений, которые делают здесь, а именно, кружевную скань. До нашей поездки я даже не знала этого слова и уж тем более не представляла какая это красота! Для просвещения мы заглянули в музей скани, где не только экспонаты, но и само помещение, где они выставлены, было довольно интересным.


Музей ювелирного искусства расположился в памятнике архитектуры второй половины XVIII века: приметный особняк с закругленным углом, выходящий фасадами на две улицы. Он был построен в 1788 году для семейства священника Александра Афанасьева, позже перестраивался, несколько раз менял хозяев, но так и остался «домом Афанасьева». Музей располагается в отреставрированном пространстве высокого подвального этажа.


В Музее представлены экспонаты, связанные с историей возникновения и развитием костромского ювелирного промысла. Представлены фотографии первых ювелирных изделий, а также изделия рубежа XIX-XX веков, которые создавались костромскими и красносельскими мастерами-ювелирами. Так же здесь воссоздана мастерская кустаря с подлинным ручным инструментом, которым так виртуозно владели костромские ювелиры.

Отдельная часть Музея посвящена развитию костромских ювелирных традиций в XX веке, с его взлётами и падениями. В частности, представлены уникальные экспонаты из знаменитой красносельской скани, сувенирной группы как именитых мастеров так и учеников единственного в своём роде Красносельского училища художественной обработки металлов.


Рядом с музеем буквально за соседней дверью, располагается ювелирный магазин, куда мы и побежали в надежде закупить такой красоты. Но нас ждало разочарование - скань требует больших затрат, а соответственно и цены на нее довольно высокие и таких изделий почти нет. Единственное, что ты нашли - это малюсенькая шкатулочка в виде кружевного лебедя и ангелочек с кружевными крылышками, которого  и привезла в подарок маме.


У нас в отеле было множество открыток с видом Ипатиевского монастыря и реки, и мне непременно захотелось найти именно такое место. Конечно специально искать не пришлось, по пути к монастырю мы как раз и оказались на нужном месте!


Интересное

0 коммент.

Instagram