Swift

Бункер в Вюнсдорфе

Вюнсдорф - небольшой немецкий городок, находится в 40 километрах от Берлина, возле другого городка Цоссен (Zossen). История его началась в 1910 году, когда немцы устроили там стрельбище, а затем разместили гарнизоны немецкой армии. Позже, там были организованы лагеря для пленных, где была построена первая мечеть для пленных мусульман. С 1939-1945 место стало секретным, и там расположился подземный штаб Вермахта и Высокого командования немецкой армии. Немцы построили километры подземных залов, переходов и туннелей. Снаружи все казалось обычным немецким городком в лесу с той лишь разницей, что каждое утро в один из маленьких сельских домиков входило порядка двух тысяч человек и вечером расходилось. Чтобы скрыть назначение города, здесь ставили, казавшиеся обычными при наблюдении с воздуха, дома. Мало кто знал, что миленькие занавески были нарисованы на бетонных стенах.



После победы над немцами, в Вюнсдорфе разместился штаб группы советских войск в Германии. Качество немецких строений оставалось настолько хорошим, что строить практически ничего не пришлось, армия с удовольствием использовала бывшие немецкие казармы, куда расселяли семьи военнослужащих, и подземные бункера, где размещались системы ПВО и разведки. Систему ПВО составляли, расставленные по периметру, 19 постов и сеть башен Венкеля (укрытия), некоторые из которых, отлично сохранились и сегодня.

 

15 марта 1945 года с 14.30 до 15.00 авиация США и Великобритании провела третью, самую мощную бомбандировку Вюнсдорфа. В операции были задействованы 675 самолетов. 120 человек - в основном беженцев - погибли. Было разрушено и повреждено большое количество домов. Подземные сооружения генерального штаба сухопутных войск вермахта практически не пострадали, управление войсками вермахта Германии было сохранено.

В марте 1953 года в Вюнсдорфе размещается командование Группы советских оккупационных войск. Реконструированы квартиры, почта, аптека, сберегательная касса и магазины с восточной стороны железнодорожной линии. Маршрут Г-96 (так называемая, «Берлинка») проходивший через территорию Вюнсдорфа закрыт для всех транспортных средств, кроме транспорта гарнизона Вюнсдорф. Из Вюнсдорфа переселены 800 граждан ГДР. Для граждан ГДР территория Вюнсдорфа была закрыта. Рядом с 2700 немецкими жителями жило от 50 000 до 60 000 советских военных, а также члены семей офицеров и прапорщиков.

Из города ходил регулярный поезд до Москвы (№ 17—18, «Москва — Вюнсдорф»). Прибывал на Белорусский вокзал столицы. Ежедневное железнодорожное сообщение завершилось в августе 1994 года. Последний состав ушел 8 сентября 1994 года, когда так называемый рекультивационный батальон покинул свои казармы в Вюнсдорфе и в 19:03 отправился в путь на Родину.

После ухода русских большая часть Вюнсдорфа стала музеем, включая бункеры. Именно подземная его часть сегодня так привлекает туристов и, когда. То живших здесь советских детей. Сегодня здесь проводятся экскурсии с посещениями различных бункеров, включая знаменитый Zeppelin, всю Вторую мировую служивший главным узлом связи всего вермахта. Желающие могут провести в военных катакомбах хоть весь день, самостоятельно исследуя доступные для осмотра три этажа. Некоторые отрезки пути не освещены, поэтому организаторы настоятельно рекомендуют брать с собой фонарики. (Мне, правда, настоятельно рекомендовали одной туда не лезть, т.к. там запросто можно заблудиться, а сотовая связь там, понятное дело, не работает).  Иногда по бункерам Maybach I и Zeppelin устраиваются и ночные экскурсии.

Но, Вюнсдорф - это не только темные туннели, здесь так же сохранились военные казармы, правда теперь они переоборудованы в музеи. "Красная звезда" (Roter Stern) – музей истории войск России и Советского Союза за период 1945-1994 гг. Здесь можно увидеть экспозицию "Солдатский быт", которую немцы своими руками собрали из оставленных военными предметов. Также привлекает туристов и "Гарнизонный музей" (Garnisonsmuseum), рассказывающий об истории Вюнсдорфа первой половины прошлого века. 

Комплекс подземных сооружений "Zeppelin" был построен немцами в конце 30-х годов прошлого века. Основным предназначением было создание секретного коммуникационного центра для немецкой армии. Бункер должен был выдерживать многократное попадание самых тяжелых бомб того времени и местами толщина верхних плит составляла до 5 метров. 

Сверху это был обычный лес с комплексом бетонных домиков создавая иллюзию что это обычная немецкая деревня. Одним из секретных входов служило небольшое здание местной почты, к которому по утрам приходило две тысячи человек и исчезало на сутки. Другой вход позволят небольшим грузовикам завозить груз прямо в бункер и системы лифтов опускали технику на нужные уровни. 

Мы приехали в Вюнсдорф к 14 часам, купили билет и отправились на экскурсию, которая началась возле КПП в Wünsdorf-Waldstadt. 


Майбах (Maybach); Майбах-2 (Maybach II) и объект Цеппелин (Zepellin) - комплекс торжественно приняли в эксплуатацию 26 августа 1939 года, приурочив сдачу к началу операции по оккупации Гитлером Польши, которая началась всего через пять дней после запуска нового командного центра. За последующие четыре года, именно здесь вершилась судьба миллионов, планировалось нападение на Советский союз, разрабатывался план оккупации Франции, Голландии и Бельгии. Здесь же, вынашивался заговор по физическому устранению главы нацистской Германии А.Гитлера - Заговор генералов.

Невероятно, но расположение ставки "Майбах" сохранялось в секрете почти четыре года, до июля 1944 года, пока в руки контрразведки союзников не попал служивший на объекте связистом фельдфебель, попавший в плен в Италии. Он то и составил подробное описание объекта, хотя сам того не ведая, составляя описание объекта, не оценил всей его важности.

Майбах (Maybach I)
Наземную инфрастуктуру объекта, составляли 12 бетонных бункеров, замаскированных под жилые здания размером 16,39 м. на 36,2 м. Все двенадцать построек соединялись между собой кольцевой подземной галерей, их наземная часть шлюзовалась, имела защиту от газовой атаки, артезианское водоснабжение и два укрепленных подземных уровня. На плане они обозначены литерами А1-А12.








Майбах-2 (Maybach II)
Изначально планировался как штаб-квартира А.Гитлера (Fuehrer-HQ). Стройка началась в начале лета 1940 года. Комплекс состоял из 23 зданий, семь из которых были зарезервированы непосредственно для нужд фюрера.

15 марта 1945 года комплекс подвергся впечатляющей авиабомбордировке Англичан, атаковавших район Берлин-Цоссен силами 675! бомбардировщиков. Однако, последствия такого массивного авианалета оказались менее впечатляющими, были разрушены всего лишь пару деревянных зданий и коммутатор главного телефонного кабеля, в результате чего ставка осталась без связи на два часа.


Вход в Цеппелин
И вот мы у входа в подземный комплекс Цеппелин! 
Тяжелая дверь при входе
Объект, построенный и сданный в эксплуатацию первым, 26 августа 1939 года, совмещал в себе подземный штабной комплекс и самый современный в Европе того времени телекоммуникационный центр под кодовым названием «AMT500». Телекоммуникационная сеть центра, замыкалась на кольцевую магистраль защищенной связи, опоясывающую Берлин. Так же в составе центра, имелся мощный радиоцентр.

Весь комплекс, располагается на двух подземных уровнях, и имеет общую площадь 4881 кв.м. Автономность объекта обеспечивали аккумуляторные станции, дизель-генераторы. Существенная поправка, зачастую упоминаемая толщина стен бункера составляет не 3,5 метра, а 1,7 метра. Толщина потолка 3 метра + 1 метр противооткольной защиты.

21 апреля, в шесть утра в приемной генерального штаба генерала Ханса Кребса (Hans Krebs) раздался тревожный звонок. Трубку поднял его адъютант, капитан Герхард Больдт (Gerhard Boldt). Командир разведотряда Кренкель доложил: к северу от местечка Барут, разведкой замечены ударные части Советской армии в количестве 40 танков. Отставая на сутки, ударные танковые соединения генерала П.Рыбалко, последовательно нагоняли исполнение директивы № 00215, предписывающей не смотря ни на что, 20 апреля войти в Берлин с юга. Генерал Кребс незамедлительно связался с рейхконцелярией в Берлине, с просьбой о разрешений в срочном порядке эвакуировать ставку, на что Гитлер ответил категорическим отказом. Однако, командование в Берлине понимало всю бессмысленность промедления и пообещало Кребсу приложить усилия и переубедить фюрера.
Около одиннадцати в расположений ставки уже отчетливо слышали пушечную канонаду наступающей Красной армии. Ближе к полудню, на связь снова вышел Кренкель и доложил о том, что его оборонительные части и оборонительные линии практический уничтожены напором русских, сдерживать наступление танков он уже не в силе, передовые части красной армии находятся в получасовом броске от ставки.

Однако, рок судьбы непредсказуем, русские танки остановились сами, к северу от Барута израсходовав весь запас топлива. Около часу дня раздался долгожданный звонок генерала Бургдорфа, который сообщил Кребсу радостную весть – достигнуто соглашение по срочной эвакуации ставки сухопутных войск из Зоссена, на базу Люфтваффе – Эйхе (Eiche), близ Потсдама. Собрались быстро и колонны техники и персонала двинулись в опасное путешествие на юго-запад и далее в Баварию.

Во второй половине дня, русские части беспрепятственно вошли в только что покинутый персоналом Цоссен. Их встретили всего три смирившихся с летальной участью офицеров центра связи, с большими плакатами на русском языке, говорящими о том что «Здесь важное оборудование связи. Оно не должно быть уничтожено».

 Один из курьезных моментов, часто упоминаемый в зарубежных источниках рассказывает о том, что русские пехотинцы, блуждая среди телефонных станции и телетайпов, изучая сложные лабиринты подземного комплекса, были удивлены внезапно зазвонившим телефоном. Один из разведчиков поднял трубку со словами «здесь Иван, пошел ты к черту...».. на другом конце телефонной связи шутку не поняли...

Поздно вечером, 23 апреля, осмотреть захваченный штабной комплекс прибыл маршал Конев. Однако, как он сам пишет в своих воспоминаниях, комплекс оказался настолько большим, что осмотреть его весь он просто не успел. Сюда он вернется лишь через шестнадцать лет после войны, в середине августа 1961 года, уже в качестве главнокомандующего группой советских войск в Германии.

 После описи и демонтажа оборудования, в 1946 году внешние входы объекта «Цеппелин» были Законсервированы. Шестиэтажный, железобетонный исполин, на долгих 14 лет погрузился во тьму и стал стремительно заполняться водой. Тем не менее, созданная немецкими связистами инфраструктура связи, активно использовалась Советскими войсками и на славу послужила в послевоенном хаосе. Куда меньше повезло наземным комплексам сооружений «Майбах» и «Майбах-2», которые, согласно Потсдамской конвенции, были взорваны в середине 1946-го и более не восстанавливались.
Новые угрозы, связанные с гонкой вооружений поставили новую задачу – защитить узел связи от возможных последствии ядерного удара. Вот тогда то и вспомнили про «законсервированный» Цеппелин. В 1960 году, комплекс решили восстановить. В бетонном покрытии бункера, толщиной 3 метра, прорубили отверстие в которое вставили трубу и откачали воду. В послевоенные годы, на базе немецкого коммуникационного центра "AMT500", располагался 56-й отдельный узел правительственной связи (Диссенхен) В.Ч п.п 11465 "Ранет". Так же, северо-западнее комплекса был возведен бункер УК-20 (СКП ПВО ВВС ГСВГ - в/ч 35714), а прямо напротив нового входа в "РАНЕТ", возвели бункер "Панцирь". 


КПП военной части под кодовым названием "РАНЕТ", место где находились секретные подземные бункеры.


В процессе поиска информации я наткнулась на отличный сайт с кучей интересной информакции.

Интересное

0 коммент.

Instagram